Юлия Якушева Что представляет собой проект национальной школы государственной политики? Какую цель и задачи преследует этот проект?

http://www.ia-centr.ru/expert/6312/

Саясат Нурбек — Национальная школа государственной политики была создана в этом году, указом президента, в рамках более широкой комплексной программы реформы системы государственного управления, в частности государственной службы республики Казахстан. Подготовкой политического кадрового резерва в Казахстане целенаправленно никто не занимался. В начале 90-х были образовательные проекты в сфере элитной подготовки управленцев для высшего звена государственной власти. Стоит отметить такой интересный проект, как Национальная высшая школа государственного управления, она была создана совместно с ИНА (известная французская школа государственного управления) в 1994 году.

По тем временам это был уникальный проект, так как он шел в разрез со всеми тогда существовавшими государственными стандартами образования. Академическая программа была годичной и рассчитана на интенсивную подготовку управленцев, с элементами учебной программы, которую привнесли французы и с большим упором на изучение национальной проблематики, ее внутренних процессов. Там готовились специалисты для высшего звена власти. Проект просуществовал 4 года, после чего была реорганизована в Академию государственной службы и в 2003 году, путем слияния с Дипломатической академией и Юридической академией при Верховном суде, была образована сейчас существующая Академия государственного управления. Управление осуществлялось на центральном уровни Академии, в регионах – региональными центрами обучения, подготовки и повышения квалификации гос. служащих. Однако, школы элитной специальной подготовки управленцев высшего звена у нас нет. Важность существования такой школы доказывает мировая образовательная практика.

— В какой степени при решении данной задачи был использован мировой опыт?

Есть специализированные школы, такие как ИНА во Франции, которые готовят только профессиональных гос. служащих. Англо-саксонская система пошла другим путем. К примеру Лондонская школа экономики, Гарвард там формировалась прикладная наука public policy, которая была на стыке фундаментальной науки, проблем, которая ставила перед собой политология, т.е. базовые понятия общество, государство, индивид,   частный и общественный интересы. Public administration – это уже конкретное осуществление своих функциональных обязанностей органами гос.управления.

Немного забегая вперед, наш академический партнер – школа государственной политики  в Сингапуре, она была выстроена в академической среде, но с элементами прикладного исследовательского характера, которая помогает более качественно прорабатывать свои стратегии и проекты чиновникам, но и также помогает представителям фундаментальной науки формировать более правильную область исследования. То есть составлять определенные модели на основе не теорий, а реальных общественных проблем. Эта методика хорошо себя зарекомендовала. Такая академическая модель была характерна и для советской школы и Российская академия государственной службы подтверждение этого.

На концептуальном уровне мы столкнулись с очень большой проблемой, что само понятие public policy, в правильном его понимании зарубежом. В отечественной науке, характерной для всего постсоветского пространства сам термин не всегда правильно понимается.  Россия сейчас очень продвинулась в том, что касается трактовки этого термина, выработки своего понимания public policy. Правильная формулировка – это искусство государственного управления, анализ, выбор методологии и широкого инструментария, для формирования качественной, продуманной политики, для регулирования общественных проблем.

В нашей же науке термин не всегда правильно понимается, отталкиваясь от этого мы могли бы выстраивать свою модель. Будет ли это больше англо-саксонская модель с концентрацией на академической — теоретической  проработке, с элементами прикладной науки или по типу ИНА, жесткой бюрократической школы, более прикладной, с элементами спецподготовки. Мы решили выбрать что-то среднее, так как мы являемся частью Академии гос.управления, т.е своего рода закрытая бюрократическая школа.

— Если говорить о практических задачах Школы, в чем они состоят?

Первая наша задача – это подготовка элитный гос.управленцев для высшего звена государственной власти. Т.о. людей которые не только обладают хорошими качествами чиновника, но и которые хорошо знают, что такое  public policy, понимают методологию, инструментарий формирования качественной государственной политики, могут проанализировать регулирование разных отраслей и т.д. Такой человек должен обладать правильным стратегическим видинием, как он видит страну в будущем, ее политическую и экономическую модель. Мы учим как правильно улавливать международные тенденции и позиционировать Казахстан.

Вторая задача включает в себя формирование основ прикладной науки госуправления и гос политики. В Казахстане есть свой опыт, своя модель госуправления, накоплен большой практический опыт управления регионом. Есть удачные примеры регулирования общественных проблем  — казахстанская модель межэтнического и межконфессионального согласия. Однако, с сильным практическим опытом, у нас хромает фундаментальная и прикладная наука, которая должна изучать этот огромный опыт, выделяла наиболее положительные моменты и развивала новые методологии, новый инструментарий.

Сейчас одна из основных проблем это эффективность госсистемы, госаппарата, госуправления в целом. Это сказывается в  неадекватности применяемых инструментов в решении общественных проблем, в некомплексном подходе к их решению.

— Какие инструменты используются в работе Школы?

— Из широкого инструментария public policy это и экономические, юридические, правовые и идеологические инструменты. Зачастую мы очень прямолинейно решаем разные по сути своей проблемы одними инструментами, которые могут не подходить именно к этой проблеме. Это характерно для многих развивающихся стран. Т.е. когда проблема изучается не комплексно.

На мой взгляд, инструменты соответствуют двум основным задачам, которые стоят перед школой. Первое это организация качественного учебного процесса для подготовки чиновников в высшие эшелоны власти. Эти люди должны вывести Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных стран.

Вторая задача – развитие прикладной науки, выработки более глубокого анализа существующей политики и гос. программ. Мы должны очень тесно работать с практиками, чтобы получить симбиоз прикладной науки и практики.

Учебный процесс у нас получается достаточно нестандартный, нетрадиционный для этих целей. Мы условно разбиваем его на 3 компонента. Первый, это теоретический, второй – национальный, где мы посвящаем достаточно много времени всестороннему и глубокому изучению проблем в сфере гос. управления в Казахстане. В этом же компоненте мы проводим сравнительный анализ решения схожих проблем в других странах. За модель были взяты в юго-восточной Азии это Сингапур, в Европе это Франция, Великобритания, Германия и США. Основная задача не слепо копировать международный опыт, но выявить инструментарий и методологию, которые используются для формирования успешной и эффективной политики в этих странах.

С учетом национальной специфики, наши слушатели должны выявить и сформировать модель эффективного регулирования отрасли в которой они специализируются.

— А прикладные аспекты?

— Согласен — это в первую очередь. Как раз третий компонент – прикладной. Здесь мы хотим привить определенные навыки, которые должны их сделать более успешными гос. менеджерами. Основное отличие гос. менеджера от бизнес менеджера это идеологическая платформа первого. Если вспомнить Петра 1, прорубая окно в Европу, он видимо впервые в России сформировал понятие профессионального бюрократа и ввел понятие государственный муж, которые являлись фактически служилым сословием, для которого интересы государства были хоть чуть-чуть выше остальных.

Недавно вышла книга, которая произвела фурор, «Проект России», в 3х томах. Мне понравилось много идей и вот там говориться много о том, как правильно создать систему, чтобы люди с определенными интеллектуальными способностями и морально-этическими качествами попадали именно в гос. управление. Там вводиться такое понятие как рыцари, для которых служение, долг, честь формируют их мировоззрение, их ценносто-идеологическую установку. Очень важно либо воспитывать такое поколение, либо привлекать людей, то есть создать такую соц. систему, при которой такие люди приходили в гос. управление.

Мы попытаемся в нашей школе не только сформировать такую рыцарскую позицию, гос. мужа, но и дать ему те компетенции, которые успешны и в бизнес среде. Ведь стандартный образ чиновника, который сложился это бездумная машина, выполняющая приказы. Мы хотим отойти от этого стереотипа, это будет прекрасно разбирающийся во всех тонкостях менеджмента, думающий, организованный управленец.

 

Беседовала Юлия Якушева. Специально для Вестника актуальных прогнозов.